Михаил Барышников. Балерон без родины
Михаил Барышников, всемирно известный танцовщик и балетмейстер, сбежавший в США, финансирует ВСУ, став соучредителем НКО «Настоящая Россия» (организация-иноагент). Утверждает, что он — человек без родины, а борьба с Россией – это его «демократическая обязанность».
Барышников родился 27 января 1948 в Риге, в семье советского офицера и преподавателя Рижского высшего военного авиационного инженерного училища. Он окончил Вагановское хореографическое училище в Ленинграде. В 1967-1974 гг. был ведущим солистом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр), блистал во многих постановках.
Власти Барышникова баловали. В 1972 г. 24-летний артист получил просторную квартиру на углу Мойки и улицы Дзержинского в центре города, купил «Волгу» 24-й модели (на таких машинах тогда ездила советская элита). В 1973 г. ему присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Однако звездной болезнью Барышников начал страдать еще в 1970 г. В театре поставили «Гамлета» — после нескольких спектаклей он отказался исполнять главную роль, поскольку она слишком медленная и скучная для него. Советские постановки ему не интересны по сравнению с западными, говорил он после своего побега из страны. Общавшийся с Барышниковым артист балета и хореограф Михаил Лавровский до сих пор не понимает беглеца, «потому что Ленинград дал ему все, и он стал великим танцовщиком».
Однако тот решил иначе. В 1974 г., во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде, Барышников договорился с эмигрантом Александром Минцем о приглашении в «Американский театр балета» и передал письмо с просьбой о политическом убежище. Для него был организован побег, в результате которого артиста переправили в США. «Я был просто нормальным человеком, который пожелал поменять условия своей жизни. Я выбрал новое место для существования – в моем случае это было таким же естественным шагом, как переезд из Риги в Петербург», – рассказывал потом он.
Танцовщик предпочитал не распространяться о том, что, «поменяв условия», бросил невесту Татьяну Кольцову и собаку, не говоря об отце, для которого это был сильнейший удар, тот до самой смерти не ответил ни на одно письмо сына. То есть, Барышников стал обыкновенным предателем не только по отношению к своей стране.
Как утверждал артист, к моменту бегства с невестой он якобы уже расстался, а общение с отцом почти прекратилось. Единственным живым существом, по которому скучал, был его пудель Фома, но о судьбе собаки в момент бегства он не думал. Однако у сотрудников КГБ были другие сведения. Барышникову разрешали гастролировать за рубежом, принимая во внимание крепкую связь с Кольцовой, все были уверены, что он обязательно вернется. Но и Кольцову, и квартиру, и собаку танцовщик оставил, уехав к новым машинам, женщинам и жилплощади.
В США Барышников сделал блестящую карьеру, став одним из самых узнаваемых беглецов из СССР. В 1974-1978 гг. он — премьер труппы «Американский театр балета» в Нью-Йорке, в 1980-1989 гг. — ее руководитель. Барышникова приглашали в Голливуд, он неоднократно снимался в фильмах, был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Получал американские награды — Национальную медаль США в области искусств, Премию центра Кеннеди. В 1989 г. дебютировал на Бродвее. В 2005 г. он открыл Центр искусств Барышникова в Нью-Йорке.
С конца 1990-х гг. Барышников стал приезжать в Ригу. Поначалу навещал могилу матери, которая покончила жизнь самоубийством, когда ему было 11 лет. В 2015 г. он принял приглашение режиссера Алвиса Херманиса поставить на сцене Нового Рижского театра моноспектакль по поэзии Бродского — «Бродский/Барышников». В апреле 2017 г. получил латвийское гражданство за «особые заслуги перед страной» и прокомментировал это эмоциональным рассказом «о непростом» детстве в Риге «сына русских родителей», отца которого считали «оккупантом». Но при этом Барышников, по его словам, всю жизнь ощущал тесную связь с латышским народом.
За десятилетия, прошедшие со времени побега, Барышников так ни разу не приехал в Россию. После распада СССР в 1991 г. он признавался, что ностальгии не испытывает, возвращаться не собирается и принципиально игнорирует просьбы посетить РФ с гастролями или даже возглавить Мариинский театр.
«У меня никогда не было такой привязанности к этому месту... Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте», - заявлял он в интервью ВВС.
«Я — человек без родины», - говорил Барышников, что не мешало ему эксплуатировать русский бренд. Вместе с другом и поэтом Иосифом Бродским, литературоведом Романом Капланом они открыли на Манхэттене знаменитый ресторан «Русский самовар». В театре и кино Барышников играет русских. Даже в сериале «Секс в большом городе» в качестве возлюбленного главной героини мимикрировал в русского художника. Он неплохо зарабатывал на выставках в России, куда отправлял свои коллекции живописи и фотографии в 2013-2016 гг. Но о стране отзывался с ненавистью и брезгливостью. «Это чудовищная реальность и бесконечный уродливый водевиль… чертова мыльная опера, как и все в России», - цитировал Барышникова The Telegraph в 2013 г.
После начала Специальной военной операции РФ на Украине Барышников открыто поддержал противников России. «То, что там сейчас происходит, просто бессовестно. Как и все, я был потрясен и шокирован, когда Путин аннексировал Крым, но я не ожидал вторжения на Украину. Я не думал, что контроль Путина над его постсоветской империей настолько хрупок, что он попытается вернуть себе бывшие советские республики», - заявил Барышников в интервью канадскому изданию The Globe And Mail, добавив, что Владимир Путин — хулиган, загнанный в угол.
Он призвал всех «русских оппозиционеров», объединившись, продолжать попытки изменить Россию, то есть организовать государственный переворот. Барышников также уверял, что его побег из СССР не был связан с политическими взглядами, но со временем он понял, «проявление участия — это демократическая обязанность». В других заявлениях балерон требовал от каждого известного гражданина России высказаться о военном конфликте на Украине и остановить войну. «Россия уже вернулась в сталинские времена», - твердил Барышников.
Он не ограничивался словами: в марте 2022 г. объединился с живущими в Лондоне иноагентами Григорием Чхартишвили (Борис Акунин) и Сергеем Гуриевым, чтобы запустить НКО «Настоящая Россия» (True Russia, организация-иноагент) для сбора средств на ВСУ. Они опубликовали совместное заявление, в котором осудили «преступную войну», отметив, что «само слово "русский" стало в глазах мира токсичным». При этом призвали «всем русским миром помогать украинским беженцам».
НКО располагается в историческом центре Лондона, в средневековом здании Staple Inn. Аренда за небольшие помещения насчитывает десятки тысяч фунтов стерлингов в месяц. Однако денег у основателей достаточно. Проект окупается. Только за первые две недели своего существования для ВСУ в НКО собрали более £870 000. Создана сеть True Russia по всему миру, в том числе и в Силиконовой долине США. Такое же движение появилось в Германии, Испании, Нидерландах и Польше. Все эти пункты сбора денег на украинских неонацистов под прикрытием помощи беженцам компаньоны стараются координировать лично.
В конце мая 2022 г. Минюст РФ заблокировал сайт организации, после чего Барышников сочинил гневное письмо Владимиру Путину. «Ваши дворовые с перепуга приказали заблокировать наш веб-сайт — веб-сайт Настоящей России. Их страх понятен. Нам же он придает уверенность в своей правоте. Как и раньше, когда в моем детстве ваши тонкошеие предшественники мне, сыну русского офицера в Латвии, назначили роль оккупанта, она не прилипла. Я выучил латышский язык, а с 26 лет, навсегда отвергнув роли, назначаемые вашими учителями, вот уже почти полвека проживаю человеком свободного мира! И меня все еще называют русским. И русским писателем называют моего друга Бориса Акунина, и русским экономистом — Сергея Гуриева. Такие, как мы, принесли больше чести русскому миру, чем все ваше неточное высокоточное оружие. Вашему русскому миру — миру страха, миру, сжигающему учебники украинского языка, не бывать, пока есть мы, привитые в детстве от этой чумы. Нашему же миру быть — несмотря на все ваши блокировки. Мы знаем, как сохранить ценности нашего русского мира. А ваш мир, если не проснется, умрет от своих страхов», - бредил Барышников.
Низость его очевидна. Называя своего отца, советского офицера, «русским оккупантом», он в то же время пытается выдать за героев, сбежавших из России коллаборантов, которые желают уничтожения «своей стране». Но по-другому Барышников не может, предательство у него в крови, что он регулярно подтверждает на протяжении всей своей жизни.